Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основная цель

- оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в её освоении. 

Задачи ПКПП

  • изучение особенностей психофизического развития воспитанников для определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; 
  • формирование общих способностей учебной деятельности для выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов; 
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Направление работы

- исправление звукопроизношения;

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;

- формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков.

 

Процесс обучения в ПКПП

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.

Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.

Ответы о ПКПП

Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП)?

ПКПП – структурное подразделение, которое может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Это значит, что занятия организуются на базе того учреждения образования, которое посещает ребенок.

Зачем нужен ПКПП? Кто может посещать ПКПП? 

ПКПП нужен для оказания коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества дошкольного или общего среднего образования.

Почему некоторым детям занятия в ПКПП не эффективны? 

Когда особенности в развитии детей имеют стойкий характер и вызваны органическими поражениями нервной системы, значительно влияют на усвоение программы дошкольного или общего среднего образования, занятия в ПКПП будут малоэффективны.

Кто может направить на занятия в ПКПП? 

С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР.

Могут ли зачислить ребенка в ПКПП без прохождения обследования в ЦКРОиР? 

Нет. Отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении воспитанника с ОПФР в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю воспитанника. Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования ТОЛЬКО на основании следующих документов: заключения ЦКРОиР; заявления законного представителя воспитанника с ОПФР.

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП? Каких детей берут в ПКПП? 

На пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими заключениями: 
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
- заикание (лёгкая степень);
- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

Как долго ребёнок может посещать ПКПП? 

Срок занятия ребёнка в ПКПП зависит от стойкости и тяжести нарушения. В заключении ЦКРОиР после прохождения обследования содержатся рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи воспитаннику с ОПФР.

Как осуществляется отчисление детей с занятий  в ПКПП? Надо ли повторно проходить комиссию? 

Отчисление воспитанников из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка воспитанников, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. В соответствии с данным списком руководитель учреждения образования издает приказ на отчисление воспитанников из ПКПП после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

Отчисление из ПКПП может  осуществляться по другим причинам: смена места жительства, перевод в иное учреждение образования, отказ законных представителей воспитанника с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей воспитанника с ОПФР.

Кто проводит работу в ПКПП?

Коррекционно-педагогическая помощь в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста воспитанников.

В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. В работе используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Периодичность посещения занятий 2-4 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. 

Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения индивидуально-типологических особенностей воспитанников разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные.

Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями воспитанников по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка. 

Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
поделиться в:
Меню раздела