Десять признаков одарённости вашего ребёнка:
- Хранит информацию.К большинству детей применима пословица «Что в одно ухо влетело, из другого вылетело». Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить её позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.
- Обширный круг интересов.Одарённые дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.
- Рано начинает читать и писать.Если ваш ребёнок одарён, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
- Музыкально или художественно одарён. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одарёнными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одарённых.
- У ребёнка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одарённые дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одарённые.
- Имеет хорошую память.Некоторые одарённые дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.
- Имеет «продвинутый» словарный запас. Если ребёнок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одарённости, но если ваш малыш использует «продвинутые» словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами «Там собачка». Одарённый ребёнок может сказать: «В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы».
- Уделяет внимание деталям.У одарённого ребёнка есть пристрастие к деталям. Ребёнок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребёнок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с её привычного места.
- 9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одарённые же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребёнок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: «Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд».
- Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.
В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, в силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
- Хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразительности, игру слов, «подковырки», часто видят там, где сверстники его не обнаруживают.
- Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубкам».
- Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
Рекомендации родителям по работе с одарёнными детьми
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
- они ценят то, что хотят привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
- они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребёнка. Если ребёнок задаёт вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;
- они опираются на собственные силы и позволяют ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
- они практически не оказывают давления на ребёнка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.
Рекомендации родителям
Дайте ребёнку время для размышления и рефлексии.
Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одарённых детей, чтобы быть в курсе современной информации.
Старайтесь развивать способности ребёнка во всех сферах. Например, для интеллектуально одарённого ребёнка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
Избегайте сравнивать детей друг с другом.
Дайте ребёнку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребёнок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребёнку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
Дайте ребёнку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
Не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одарённость всегда и во всем.
Будьте осторожны, поправляя ребёнка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
Находите время для общения всей семьёй. Помогайте ребёнку в его самовыражении.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребёнка необходимы Ваша любовь и поддержка.