Современные родители хотят быть в курсе самых различных проблем в развитии ребенка, одной из актуальных проблем является безопасность детей. Мы все чаще сталкиваемся с новыми неожиданными проблемами, угрожающими безопасности детей: дорожно-транспортные происшествия, насилие, наркомания… Дети подвергаются сильным стрессам, да и взрослые не всегда им могут противостоять. Детство, которое проживают наши дети, существенно отличается от нашего детства. Нам нужно помочь детям оценивать меру безопасности и оставаться свободными и уверенными в трудных жизненных ситуациях.
Современные родители утверждают, что они воспитывают своих детей в более строгих ограничениях и рамках, чем воспитывали их самих. Рост информации о преступности, совершаемой против несовершеннолетних детей, усиливают опасения родителей по поводу безопасности своих детей, появляется страх родителей, что дети могут быть похищены, подвергнутся насилию или попасть под влияние дурной компании.
Родители, кажется, принимают все необходимые меры: устанавливают строгий «комендантский час», запрещают играть на улице с наступлением темноты, просят информировать детей о месте их нахождения, постоянно быть на связи.
Что значит «защищать детей»?
Родители, стремясь защитить детей, стараются находиться постоянно рядом с ними. Но это «срабатывает» лишь до определенного возраста. Некоторые родители стремятся слишком сильно опекать детей, контролировать любой их шаг. Другие, напротив, позволяют детям слишком многое, твердо веря, что с их ребенком ничего дурного не может случиться. Обе эти позиции имеют один результат — формируют повышенную уязвимость детей.
Дети, находящиеся под чрезмерной опекой, не могут выработать собственные инстинкты защиты, у них не формируются навыки для распознавания опасных, угрожающих жизни ситуаций. Гиперопекаемые дети безгранично верят всем взрослым, у них не формируется критичность в восприятии информации, они сомневаются в своих действиях и поступках, слишком полагаются на подсказки взрослых.
Мотивы сверхзаботы родителей о детях связаны с тревожностью и страхами, либо основаны на желании ощущать власть над ребенком. Нередко родительская опека усиливается, когда дети становятся более независимы, переходят в подростковый возраст. Такая позиция родителей формируют чувство беспомощности, у подростка снижается самооценка, появляется неуверенность, все это не помогут ребенку защитится в ситуации опасности, фактически, эти качества повышают для таких детей риск стать жертвой.
Некоторые подростки протестуют и бунтуют против повышенной опеки и контроля родителей, чтобы доказать родителям, что страхи их не обоснованы, они намеренно подвергают себя опасности и риску, порой, даже не осознавая этого.
Попустительский тип родительского воспитания предоставляет детям много свободы, родители возлагают на детей ответственность большую, чем они могут вынести, взрослые переоценивают способность детей учиться методом «проб и ошибок». Подход «один раз и не больше» чреват рисками и трагедиями. Вот, например, чтобы родители смогли спокойно отпускать одного ребенка в школу, ребенок для сохранения собственной безопасности должен владеть следующими навыками: уметь оценивать окружающую обстановку с позиции опасности/безопасности; уметь безопасно общаться с незнакомцами; уметь следовать заданным правилам (переходить улицу на переходах, не срезать путь по безлюдным местам и др.); уметь выдерживать напор старших (не отвечать, не вступать в разговор и др.).
Обучение ребенка личной безопасности
1 шаг. Показывайте детям пример.
2 шаг. Поддерживайте доверительные отношения со своим ребенком.
3 шаг. Искусство слушать.
Эти три шага на пути к безопасности ребенка должны сделать родители, чтобы воспитать в своих детях осторожность, уверенность и ответственность — основу его безопасного поведения.