Антикоррупционная деятельность

План мероприятий по противодействию коррупции государственного учреждения образования на 2024 год

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

от 03.01.2024 № 1-ах

 

План мероприятий по противодействию коррупции

государственного учреждения образования

«Детский сад  № 20 г. Орши» на 2024 год

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1

Проведение анализа предложений и обращений граждан по вопросам зачисления в учреждение образования

в течение года

заведующий

2

Обеспечение согласования приема, продления контрактов, увольнения заместителей руководителей, педагогических и технических работников учреждений образования с управлением по образованию

в течение года

заведующий

3

Обеспечение гласности и информирования заинтересованных граждан, родителей о целевом использовании средств попечительских советов.

в течение года

председатель попечительского совета

5

Информирование родителей (законных представителей) о правилах приема в учреждение дошкольного образования, об оказании платных образовательных услуг на родительских собраниях,  на информационных стендах, на сайте

по мере необходимости

воспитатели дошкольного образования

6

Информирование для сотрудников учреждения о законодательстве по предупреждению коррупции путем размещения на стендах и сайтах.

постоянно

зам. заведующего по ОД

7

Продолжить контроль за организацией питания с целью недопущения фактов коррупции работниками пищеблока.

в течение года

заведующий

 

зам. заведующего по ОД

8

Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении заявлений на прохождение аттестации педагогических работников, предупреждение о персональной ответственности председателя и членов аттестационной комиссии за нарушение коррупционного законодательства.

по мере необходимости

заведующий

9

Осуществлять постоянный контроль за реализацией профилактических мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений в учреждении образования.

постоянно

заведующий

10

Оценка состояния работы по предупреждению коррупции в учреждении дошкольного образования: мониторинг трудовой дисциплины

1 раз в квартал

заведующий

 

зам. заведующего по ОД

11

Рассмотрение обращений граждан, содержащих информацию о фактах коррупции, при подтверждении соответствующих фактов вносить предложения о привлечении виновных к ответственности

по мере необходимости

заведующий

 

свернуть

Профилактика коррупции в условиях детского сада

   Профилактике коррупции нужно уделять внимание уже с дошкольного возраста. В условиях детского сада воспитатели могут пропагандировать и формировать у детей антикоррупционное мировоззрение, прививать антикоррупционные навыки, воспитывать честность и порядочность, устойчивую неприязнь к такому негативному социальному явлению, как коррупция.

     В УДО работа по профилактике коррупции может быть организована в трех направлениях.
Проводя работу с дошкольниками, обычно используют игры, беседы, театрализованные представления и т.п., однако можно встретить интегрированную форму. Проводить беседы о коррупции с дошкольниками можно начинать уже в средней группе. В этом возрасте необходимо прививать детям элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице; учить детей выявлять в разных ситуациях «добро» и «зло», определять хорошие и плохие поступки; формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Лучше всего в режимных моментах создавать игровые ситуации, чтобы воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами. С помощью презентаций педагоги активизируют внимание воспитанников, закрепляют положительные ассоциации и формируют поведенческих навыки детей.

   Эффективна в данном вопросе игра «Можно и нельзя». Детям предлагают картинки (видео) положительные и отрицательные поступков, как взрослые, так и детей. Можно это организовать в виде викторины (как одного из этапов квеста), распределив детей на команды, и продолжить квест на прогулке. Дети, выполняя определенные задания и проxодя испытания, для себя определяют, какими человеческими качествами нужно обладать, чтобы противостоять коррупции. Кроме того, педагоги могут использовать сказки о коррупции. Детям будет интересна сказка в стиxаx «Как Коза с коррупцией повстречалась», которую предлагает М.Н. Гусева для детей средней группы. Сказка насыщена игровыми персонажами, юмором, быстрой сменой событий, что увлекает детей и взрослых и позволяет использовать ее в качестве театрализованной постановки для детей. 

     В качестве еще одной формы профилактической работы можно попросить детей выразить в рисунке свое отношение к такому негативному явлению, как коррупция. По завершении данные активные форм работы обязательно организуется этап рефлексии, на котором дети делятся своими пережитыми эмоциями и чувствами.

 

Сотрудничество с законными представителями воспитанников


Например, можно предложить родителям совместно с детьми найти пословицы и поговорки о коррупции в фольклоре разных народов. А уже в детском саду, разбившись на команды, провести анализ и сравнение пословиц и поговорок русского народа о коррупции с пословицами и поговорками других народов, предложить начала пословиц, попросив продолжить. Пословицы и поговорки учат, что, прежде всего, нужно начать с самого себя и не
поддаваться на коррупционные проявления окружающих.
Пословицы (пример):


Лишнего желаешь - последнее потеряешь
Не бери чужого ничего - не будешь бояться никого
Не знаешь, как поступить - поступи по закону
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Правда суда не боится


  Использование новых форм работы с семьей не исключает и традиционные формы взаимодействия - коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы:
родительские собрания, конференции, консультации, беседы, тематические выставки и др.

      И наконец, третье направление - это работа среди членов педагогического коллектива. Предваряя работу с педагогическим коллективом, нужно определить круг проблем: где и с какими видами коррупции сталкиваются педагоги. Опрос проводится анонимно. Для этого можно использовать анкету, составленную И.Г. Слодарж . Данная анкета содержит 10
вопросов. После этого проводится деловая игра, которую удобнее провести на педагогическом совете. По времени она длится примерно час. Следуя распространенной структуре деловой игры, вначале во вступительном слове перед участниками игры ставят задачи. Вместо вводной лекции перед педагогами разыгрывается небольшой этюд на тему коррупции, чтобы преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления. Далее педагогов делят на две (три) микрогруппы случайным образом. Состав микрогруппы определяется так: заранее подготавливаются и разрезаются на несколько (по необходимому количеству человек в группе) частей открытки. Каждый педагог получает одну часть открытки. Дается несколько минут, и педагоги должны собрать свою открытку из пазлов (частей). Для того чтобы усложнить данное задание, можно взять такие открытки (картинки), чтобы иллюстрации были с двух сторон (в том числе, например, по проблеме коррупции). Так определяется состав каждой микрогруппы. Кроме того, данный способ распределения педагогов по микрогруппам позволяет выделить лидера - человека, который руководил сбором открытки.

      В качестве разминки для микрогрупп можно провести викторину «Тема коррупции в кино» и
«Проблема взяточничества, казнокрадства в русской литературе», т.е. кто больше назовет кинофильмов и художественных произведений. После разминки каждая микрогруппа получает ситуацию, в которой есть «коррупционный» сюжет (ситуации заготовлены заранее). Эту ситуацию коллектив должен обсудить и решение проблемы, заключающееся в ситуации, представить в виде коллажа. Для красочного оформления микрогруппа получает лист ватмана, набор тематических картинок, которые они самостоятельно должны найти и вырезать из предоставленных для них журналов, клей, ножницы, набор маркеров или фломастеров. Каждая микрогруппа должна выбрать одного представителя, кто будет защищать их проект перед всеми педагогами и перед жюри.
      В качестве критериев для оценки коллажа рекомендуется использовать следующие
варианты:
- аккуратность, оформление, конструктивность выполнения;
- факторы, отражающие понимание материала, темы, логики изученных курсов;
- красочность и наглядность;
- полнота отражения изучаемого материала;
- факторы, отражающие развитие педагога и его профессиональный рост;
- применимость знаний на практике;
- перспективность его результатов.


      Предложенные формы и методы работы не являются исчерпывающими и могут использоваться в качестве дидактического и иллюстративного материала. Главное, чтобы все участники профилактической работы четко осознавали, что борьбу со злом в форме коррупции каждый должен начать с себя. Поскольку коррупция - это не абстрактное зло: взятка развращает и человека, берущего деньги, и того, кто за эти деньги пытается получить неполагающееся благо, ведь коррупция разрушает душу человека, который уверен, что всегда можно договориться, нажиться, подкупить...

свернуть

Виды коррупционных нарушений

Типичные нарушения антикоррупционного законодательства

Типичные нарушения, выявленные контролирующими органами при проверке исполнения требований антикоррупционного законодательства

Недостаточно действенно организована работа по ознакомлению государственных должностных лиц с перечнем антикоррупционных ограничений, установленных ст.ст.17-20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-З ˮО борьбе с коррупцией“ (далее – Закон), установлены факты не подписания и несвоевременного подписания обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений.

В силу ч. 2. ст. 16 Закона не подписание обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение указанного лица от занимаемой должности.

Тексты отдельных обязательств не были приведены в соответствие требованиям Закона, а составлены по утратившему силу Закону.

В обязательства некоторых государственных должностных лиц учреждений необоснованно включены ограничения, установленные ч. 2   ст. 17 Закона, которые распространяются лишь на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (например, в обязательства начальника отдела).

Установление ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц, является в силу ст. 5 Закона одной из мер по противодействию коррупции.

Установлены факты ненадлежащей организации финансового контроля, выразившиеся в нарушении порядка декларирования доходов и имущества, установленного ст.ст.26-27, 32 Закона.

В частности, не отражение либо неполное (недостоверное) отражение доходов в декларациях. Отдельными должностными лицами при назначении на должность декларации не были представлены вовсе.

Выявлены недостатки и упущения в порядке предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) субъектами хозяйствования, выразившиеся в небрежном оформлении документации по договорам, непредставлении спонсорам отчетов.

В силу абз. 13 ст. 25 Закона нарушения порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) являются правонарушениями, создающим условия для коррупции.

Установлены многозначительные факты нарушений законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Требования ч.2 ст. 15 Закона обязывают государственные организации проводить конкурсы, аукционы, или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений, в том числе при проведении закупок и выборе поставщика для государственных нужд в порядке, установленными законодательными актами.

Годовые планы государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним размещаются на официальном сайте самими заказчиками в течение 5 рабочих дней, что установлено ст.19 Закона о государственных закупках № 136-З от 17.07.2018 г.

Вместе с тем, имеются факты не размещения в установленный срок годовых планов закупок, а также изменений и дополнений к ним.

Также наиболее характерными нарушениями являются: излишняя конкретизация предмета закупки и указание конкретных технических и качественных характеристик товаров, ненадлежащее оформление конкурсной и аукционной документации по закупкам, в том числе не указание источника финансирования, ориентировочной стоимости предмета закупки, ненадлежащая оценка предложений участников и допуск поставщиков, не соответствующих предъявленным требованиям, объединение в предмете закупки технологически и функционально не связанных друг с другом неоднородных товаров, не выделение части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение существенных условий договора после его заключения (более чем на 10%), что влечет существенное увеличение стоимости предмета закупки и необоснованное расходование средств, неверное обоснование выбора процедуры закупки и прочие.

Приведенные выше нарушения недопустимы, так как препятсвуют обеспечению прозрачного расходования бюджетных средств и добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров (работ, услуг), протеворечат требованиям ст. 15 Закона о борьбе с коррупцией в части соблюдения порядка выбора поставщика для государственных нужд, что в свою очередь, способствует коррупционным проявлениям.

Выявлены нарушения при проведении закупок в строительстве, в частности, нарушения при выборе процедуры закупки вследствие неправильного применения норм законодательства.

Так, на основании деффектных актов осуществляются закупки товаров (работ, услуг) из одного источника. Вместе с тем, с 01.01.2017 г. действие законодательства о государственных закупках не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, в связи с чем необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь № 88 от 31.01.2014 г. и проводить переговоры.

Кроме того, с нарушением установленного законодательством 3-х дневного срока оформляются протоколы по результатам проведения переговоров, а в некоторых – дата не указывается вовсе.

Оформление протоколов, составляемых по результатам вскрытия конвертов с предложениями и по выбору победителей переговоров, а также порядок принятия и отражения решений комиссии также оформляются ненадлежащим образом.

Например, в протоколе заседания комиссии по рассмотрению предложений при проведении процедуры переговоров конкурсной комиссией отражено решение о непринятии двух из трех поступивших предложений к рассмотрению, однако, в связи с чем указанные предложения не принимаются, в протоколе не указано и не мотивировано.

Не всегда в протоколах отражаются сведения о голосовании членов комиссии по результатам рассмотрения поступивших предложений участников.

Пунктом 67 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г.  № 88, установлена обязанность заказчиков отражать определенные сведения и данные в приглашениях, направляемых потенциальным участникам переговоров. Указанные требования проигнорированы некоторыми должностными лицами.

Установлены многочисленные нарушения законодательства о закупках за счет собственных средств, которые выразились в непринятии организациями мер по разработке, утверждению и размещению в ИС ˮТендеры“ собственных Порядков закупок за счет собственных средств при фактическом осуществлении таких закупок либо в нарушении установленного законодательством срока их размещения.

Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 25 Закона  умышленное непредставление либо несвоевременное предоставление государственным должностным или приравненным к нему лицом информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, является правонарушением, создающим условия для коррупции.

Порядки закупок за счет собственных средств в некоторых случаях требовали приведения в актуальное состояние, поскольку содержали ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты. Более того, в ряде из них были закреплены нормы, противоречащие требованиям законодательства.

Необходимо отметить массовый характер игнорирования требований законодательства о 5-дневном сроке размещения сведений о результатах проведенных конкурентных процедур за счет собственных средств, а также сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных в предыдущем году.

Имеют место факты неверного выбора вида процедуры закупки, допуска к оценке предложений участников, не соответствовавших предъявленным конкурсными документами требований, а также неверного определения баллов при оценке предложений участников.

В силу абз.12 ч. 1 ст. 14 Закона нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка проведения процедур закупок, является правонарушением, создающим условия для коррупции.

Выявлены также нарушения в деятельности комиссий по противодействию коррупции.

Деятельность комиссий организовывается в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 ˮОб утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции“ (далее – Типовое положение) и осуществляется в соответствии с планом работы на календарный год, утвержденном на заседании.

Имеют место случаи, когда План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов не размещается на официальном сайте организации либо отсутствует вовсе.

Также не размещается информация о дате, времени и месте проведения заседаний в установленный срок (не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии).

В нарушение требований законодательства не соблюдается периодичность заседания комиссии, не оформлены протоколы заседания.

В нарушение требований п.16 Типового положения в протоколе не указаны место и время проведения заседания комиссии.

В соответствии с п.17 Положения протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц. Вместе с тем, имеются факты подписания протокола только председателем комиссии, а также не доведения секретарем в установленные сроки до членов комиссии и иных заинтересованных.

Заседания комиссии по противодействию коррупции в некоторых организациях проводятся лишь по факту уже совершенных работниками коррупционных преступлений.

Недостатки и формализм в деятельности антикоррупционных комиссий в совокупности с ненадлежащим выполнением плановых мероприятий не позволяют предупредить коррупционные проявления в коллективах, не способствуют устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции способствует совершению отдельными работниками организаций иных нарушений антикоррупционного законодательства.

Выявлены факты отражения в табелях учета рабочего времени недоставерных сведений о фактически отработанном времни.

Так, должностное лицо, используя свои служебные полномочия, путем оформления фиктивных документов и внесения заведомо ложных сведений о времени своей работы в табели учета рабочего времени совершило хищение денежных средств организации.

Также выявлено, что работник организации, являясь должностным лицом, используя свои служебные полномочия, путем дачи незаконных указаний подчиненным ему работникам совершил хищение имущества предприятия.

Коррупционные проявления являются следствием несвоевременности определения коррупционных рисков, недостаточности системных мероприятий по противодействию коррупции.

свернуть

Закон Республики Беларусь о борьбе с коррупцией